«Кризис реализации мотива», или «кризис мотивации», является составной частью механизма фрустрации и способы его профилактики и купирования должны учитывать все особенности этого состояния. Необходимость выбора из желаемого и должного, интересного и опасного, полезного и скучного и т. п. — постоянный атрибут нашей жизнедеятельности.
Причины кризиса
Невозможно, казалось бы, представить человека, который вообще ничего не хочет, никуда не стремится и не может сформулировать цели своей жизни. Тем не менее такие состояния известны в психологии и невропатологии, и они не без основания относятся к трудным. Чаще всего возникают эти явления, когда человек теряет смысловые побуждения к жизни.
В художественной и научной, психологической литературе кризис мотивации достаточно хорошо исследован. Рассматривая различные виды рефлекторной деятельности человека, И. П. Павлов пришел к мысли, что их функциональное согласование должно осуществляться каким-то единым и особым рефлексом. В такой роли, по его мнению, выступает рефлекс цели, интегрирующий комплексную рефлекторную деятельность организма. Ведь человеческая жизнь, размышлял он, состоит в преследовании различных целей: высоких, низких, важных, пустых.
«Рефлекс цели, — писал в связи с этим Павлов, — имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой… Жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна»
Пожалуй, наиболее детально и выразительно «кризис мотивации» описан Л. Н. Толстым в «Исповеди». Как известно, на рубеже своего пятидесятилетия писатель пережил глубокий душевный кризис, который был вызван потерей им смысла дальнейшего существования. Вспоминая это время, он так описывал ход своих мыслей:
«Ну хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии, 300 голов лошадей, а потом?..» И я совершенно опешивал и не знал, что думать дальше. Или, начиная думать о том, как я воспитываю детей, я говорил себе: «Зачем?» Или, рассуждая о том, как народ может достигнуть благосостояния, я вдруг говорил себе: «А мне что за дело?» Или, думая о той славе, которую приобретут мне мои сочинения, я говорил себе: «Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире,— ну и что ж!..» И я ничего и ничего не мог ответить».
Как видим, пытаясь преодолеть жизненный тупик, писатель ведет с собой очень трудный внутренний диалог. Трудный потому, что разум не может ему дать удовлетворительного ответа на казалось бы, самые обычные вопросы, и, как писал Толстой, «жизнь остановилась», «не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным».
И в этом состоянии к нему пришла мысль о самоубийстве. Это был как раз один из тех случаев, причину формирования которых позже предельно четко назовет венгерский исследователь Е. Анчел: «После исчезновения разумных земных перспектив человек видит перед собой пустой горизонт, на котором единственной конечной точкой маячит лишь смерть».
Однако Толстой, как и большинство из нас в таких случаях, не торопился подкрепить практикой свои неутешительные «теоретические» выводы. Он продолжал напряженно искать, в чем же они оказались ошибочными, и наконец нашел ошибку.
В своих поисках смысла жизни он оторвался от многих и многих миллионов людей, живших до него и живущих теперь. Через раскрытие связи людей, их социальной сущности Толстой приходит к пониманию роли и назначения человека в жизни. Так, через своего рода субъективное открытие, через приобщение своей индивидуальной личности к ее источнику — духовному наследию человечества — Толстой находит решение мучивших его вопросов.