Медитативные практики
Медитативных практик существует великое множество и выкладывать их здесь все просто не имеет смысла. Мы рассмотрим лишь некоторые.
Медитация на реальных зрительных объектах
Выбрать подходящий приятный объект, например: красивый плод, цветок, камень (кристалл), горящую свечу (пламя), картину, фотографию, скульптуру, дерево, храм, гору, луну, звезду и др.
Поместить выбранный объект прямо перед глазами на расстоянии 40-200 см или сесть перед дальним объектом так, чтобы он был отчетливо виден, а поза была удобной и не утомляла.
Провести отвлечение (Пратьяхару) и концентрацию (Дхарану) 5—10 мин., это предварительная подготовка. Затем начать созерцание и размышление об объекте; мысль не должна покидать объект, двигаясь по его поверхностным свойствам и качествам и переходя вглубь.
Если это яблоко, то следует начать с его формы, размеров, цвета, затем представить ощущения: температуры, веса, поверхности. Потом нужно переходить к запаху, вкусу, внутреннему строению и наконец к его истории: появлению из семени, росту, созреванию, сбору, перевозке и т.д., и все это с образным представлением мельчайших деталей и подробностей, которые может подсказать воображение.
Снова вернуться к объекту, постараться запечатлеть в памяти все его мельчайшие подробности, потом закрыть глаза и постараться увидеть объект внутренним зрением. Снова открыть глаза, посмотреть на объект, проверить и закрепить его образ. Так проделать несколько раз.
Далее, с закрытыми глазами представить и увидеть форму, цвет, размеры, запах, вкус и другие качества и особенности яблока.
Открыть глаза, взять яблоко в руки и подкрепить представления.
Проделать несколько раз, но не доводя себя до утомления и пока объект еще будет легко восприниматься.
Подобным же образом, но, естественно, с соответствующими вариациями проводится медитация и на других объектах.
Время занятия 30-60 мин.
Медитация на зрительных представлениях
(После некоторой практики и успешного проведения предыдущего занятия).
Выбрать по желанию воображаемый объект, который должен быть хорошо знакомым, приятным и красивым: ваза с цветами, картина, скульптура, дорогой образ (фотография), храм, пламя костра (камина, свечи), пейзаж (лес, поле, берег реки), море, горы, луна, звездное небо и другое.
Сесть (или лечь), закрыть глаза и провести Пратьяхару 5-10 мин.
Вызвать мысленное зрительное представление выбранного объекта или образа. Непрерывно, спокойно, но не навязчиво и без напряжения размышлять об объекте (образе), добиваясь его четкого и яркого восприятия в сознании. Постепенно углубляться в детали и подробности представляемой картины.
Мысль должна изучать и анализировать объект непрерывно, всесторонне и глубоко, с подключением восприятия объекта всеми органами чувств. Например, если объект медитации — море, то нужно представлять себе движение волн, их цвет, шум прибоя, ощущения ветра и брызг, соленого вкуса воды и пр.
Время занятия 30-60 мин.
Концентрация на чакрах и внутренних органах
Принять исходное положение и выполнить Пратьяхару.
Сконцентрировать сознание на одной из чакр, представляя ее в виде небольшого шарика (размером примерно с орех) или нервного сплетения (узла). На первых занятиях ассоциировать понятие «чакра» только с ее анатомическим положением (пространственная ассоциация), а затем переходить к сложным ассоциациям, вводя мысленные представления цвета, температуры и звучания.
Муладхарачакра — основание позвоночника (копчик); цвет красный, температура жгуче-горячая, звук «до».
Свадхистханачакра — низ живота, над половыми органами (проекция на позвоночник); цвет оранжевый; горячая; «ре».
Манипурачакра — центр живота, пупок (проекция на позвоночник); теплый; «ми».
Анахатачакра — центр грудины (проекция на позвоночник); зеленый; нейтральная (температура тела); «фа».
Виссудхачакра — горло, щитовидная железа (проекция на позвоночник); прохладная; «соль»; голубой.
Аджначакра — межбровье (проекция на центр головного мозга, гипофиз); синий; холодная; «ля».
Сахасрарачакра — кора головного мозга, подкорка (гипоталамус); фиолетовый; жгуче-холодная; «си».
При концентрации на внутренних органах желательно предварительно изучить их общий вид и отдельные фрагменты по анатомическому атласу, чтобы иметь о них четкое и ясное представление. Концентрацию можно проводить на всем органе или на отдельной его части.
Время занятий 10-30 мин.
Примечание.
При появлении любых неприятных или болезненных ощущений занятие следует прекратить.
Концентрация на абстрактных представлениях и понятиях
Примечание.
Эти представления должны быть всегда положительными (полезными или приятными), например: здоровье, знание, мужество, спокойствие, жизнерадостность, доброта и т.п.
Принять исходное положение и выполнить Пратьяхару.
Сконцентрировать сознание на том понятии или качестве, которое нужно воспитать, развить или восстановить. Мысленно монотонно, ритмично и спокойно (без насилия и нажима) повторять словесное выражение понятия, концентрировать сознание и внимание не на слове, а на самом понятии и его сущности. Слово при этом должно играть роль «веревки», привязывающей сознание и мысль к рассматриваемому понятию.
При уходе или блужданиях мысли ее надо спокойно, без раздражения и резких усилий поправлять и возвращать назад.
Время занятия 10-60 мин.
Медитация на истинном «Я»
Эта медитация является особой; она основана на чисто Восточных традициях и на позициях классической Йоги, и она позволяет человеку сделать первый (а иногда и последний) шаг к своей Душе.
Методика, используемая при этом, дана известным индийским подвижником Шри Рамана Махарши и известна под названием «Атма-вичара», что можно перевести как «Самоисследование».
Основная идея состоит в том, чтобы направить ум и все внимание внутрь себя и избавиться от своего эго — низшего «я», которое скрывает в человеке его истинную сущность, его истинное «Я», его Самость. Это вызывается мыслями: «я — тело», «я — ум», «я — мысль».
«Факт состоит в том, что вы не знаете о своем истинном состоянии, полном блаженства, так как неведение, словно покрывало, закрывает чистую Самость, которая есть Блаженство. Практические усилия направляются только на удаление этой завесы неведения, являющейся просто ошибочным знанием. Ошибочное знание — это ложное отождествление Самости с телом, умом и т.д. Оно должно уйти, и тогда остается только Самость».
Нужно постоянно задавать себе один простой вопрос: «Кто я?». При появлении любой мысли, надо сосредоточиться на ней и спросить себя: «Чья это мысль?», «Для кого она?», и когда придет ответ: «Моя», «Для меня», опять спросить: «Кто этот я?». Все внимание должно быть обращено не на слова и не на мысли, но исключительно на источник, откуда они возникли.
При постоянной и целенаправленной практике этой медитации можно прийти к экстатическому состоянию осознания своей истинной сущности, истинного «Я».
«Самоисследование, конечно, не является пустой формулой, оно серьезнее, чем повторение любой мантры. Если бы вопрос «Кто я?» был только вопрошанием в уме, он не имел бы большой ценности. Настоящая цель Самоисследования состоит в том, чтобы сфокусировать цельный ум на его Источнике. Следовательно, это не тот случай, когда одно «я» ищет другое «я».
Самоисследование менее всего является пустой формулой, ибо оно включает интенсивную деятельность цельного ума по сохранению его устойчивого пребывания в чистом сознании Самости. Самоисследование — это единственное безошибочное средство, единственное прямое средство для осознания ничем не обусловленного абсолютного Бытия, которым вы в действительности являетесь».
Время занятия 6-120 мин.