Медитативные практики

Медитативные практикиМедитативных практик существует великое множество и выкладывать их здесь все просто не имеет смысла. Мы рассмотрим лишь некоторые.

Медитация на реальных зрительных объ­ектах

Выбрать подходящий приятный объект, например: красивый плод, цветок, камень (кристалл), горящую све­чу (пламя), картину, фотографию, скульптуру, дерево, храм, гору, луну, звезду и др.

Поместить выбранный объект прямо перед глазами на расстоянии 40-200 см или сесть перед дальним объ­ектом так, чтобы он был отчетливо виден, а поза была удобной и не утомляла.

Провести отвлечение (Пратьяхару) и концентрацию (Дхарану) 5—10 мин., это предварительная подготовка. Затем начать созерцание и размышление об объекте; мысль не должна покидать объект, двигаясь по его по­верхностным свойствам и качествам и переходя вглубь.

Если это яблоко, то следует начать с его формы, размеров, цвета, затем представить ощущения: темпера­туры, веса, поверхности. Потом нужно переходить к запаху, вкусу, внутреннему строению и наконец к его истории: появлению из семени, росту, созреванию, сбору, перевозке и т.д., и все это с образным представлением мельчайших деталей и подробностей, которые может под­сказать воображение.

Снова вернуться к объекту, постараться запечатлеть в памяти все его мельчайшие подробности, потом закрыть глаза и постараться увидеть объект внутренним зрением. Снова открыть глаза, посмотреть на объект, проверить и закрепить его образ. Так проделать несколько раз.

Далее, с закрытыми глазами представить и увидеть форму, цвет, размеры, запах, вкус и другие качества и особенности яблока.

Открыть глаза, взять яблоко в руки и подкрепить представления.

Проделать несколько раз, но не доводя себя до утом­ления и пока объект еще будет легко восприниматься.

Подобным же образом, но, естественно, с соответст­вующими вариациями проводится медитация и на других объектах.

Время занятия 30-60 мин.

Медитация на зрительных представлениях

(После некоторой практики и успешного проведения предыдущего занятия).

Выбрать по желанию воображаемый объект, который должен быть хорошо знакомым, приятным и красивым: ваза с цветами, картина, скульптура, дорогой образ (фо­тография), храм, пламя костра (камина, свечи), пейзаж (лес, поле, берег реки), море, горы, луна, звездное небо и другое.

Сесть (или лечь), закрыть глаза и провести Пратья­хару 5-10 мин.

Вызвать мысленное зрительное представление выбран­ного объекта или образа. Непрерывно, спокойно, но не навязчиво и без напряжения размышлять об объекте (образе), добиваясь его четкого и яркого восприятия в сознании. Постепенно углубляться в детали и подробности представляемой картины.

Мысль должна изучать и ана­лизировать объект непрерывно, всесторонне и глубоко, с подключением восприятия объекта всеми органами чувств. Например, если объект медитации — море, то нужно представлять себе движение волн, их цвет, шум прибоя, ощущения ветра и брызг, соленого вкуса воды и пр.

Время занятия 30-60 мин.

Концентрация на чакрах и внутренних органах

Принять исходное положение и выполнить Пратьяхару.

Сконцентрировать сознание на одной из чакр, пред­ставляя ее в виде небольшого шарика (размером примерно с орех) или нервного сплетения (узла). На первых за­нятиях ассоциировать понятие «чакра» только с ее ана­томическим положением (пространственная ассоциация), а затем переходить к сложным ассоциациям, вводя мыс­ленные представления цвета, температуры и звучания.

Муладхарачакра — основание позвоночника (копчик); цвет красный, температура жгуче-горячая, звук «до».

Свадхистханачакра — низ живота, над половыми ор­ганами (проекция на позвоночник); цвет оранжевый; го­рячая; «ре».

Манипурачакра — центр живота, пупок (проекция на позвоночник); теплый; «ми».

Анахатачакра — центр грудины (проекция на позво­ночник); зеленый; нейтральная (температура тела); «фа».

Виссудхачакра — горло, щитовидная железа (проек­ция на позвоночник); прохладная; «соль»; голубой.

Аджначакра — межбровье (проекция на центр голов­ного мозга, гипофиз); синий; холодная; «ля».

Сахасрарачакра — кора головного мозга, подкорка (гипоталамус); фиолетовый; жгуче-холодная; «си».

При концентрации на внутренних органах желательно предварительно изучить их общий вид и отдельные фраг­менты по анатомическому атласу, чтобы иметь о них четкое и ясное представление. Концентрацию можно про­водить на всем органе или на отдельной его части.

Время занятий 10-30 мин.

Примечание.

При появлении любых неприятных или болезненных ощу­щений занятие следует прекратить.

 

Концентрация на абстрактных представ­лениях и понятиях

Примечание.

Эти представления должны быть всегда положительными (полезными или приятными), например: здоровье, знание, му­жество, спокойствие, жизнерадостность, доброта и т.п.

Принять исходное положение и выполнить Пратьяхару.

Сконцентрировать сознание на том понятии или ка­честве, которое нужно воспитать, развить или восстано­вить. Мысленно монотонно, ритмично и спокойно (без насилия и нажима) повторять словесное выражение по­нятия, концентрировать сознание и внимание не на слове, а на самом понятии и его сущности. Слово при этом должно играть роль «веревки», привязывающей сознание и мысль к рассматриваемому понятию.

При уходе или блужданиях мысли ее надо спокойно, без раздражения и резких усилий поправлять и возвра­щать назад.

Время занятия 10-60 мин.

Медитация на истинном «Я»

Эта медитация является особой; она основана на чисто Восточных традициях и на позициях классической Йоги, и она позволяет человеку сделать первый (а иногда и последний) шаг к своей Душе.

Методика, используемая при этом, дана известным индийским подвижником Шри Рамана Махарши и из­вестна под названием «Атма-вичара», что можно пере­вести как «Самоисследование».

Основная идея состоит в том, чтобы направить ум и все внимание внутрь себя и избавиться от своего эго — низшего «я», которое скрывает в человеке его истинную сущность, его истинное «Я», его Самость. Это вызывается мыслями: «я — тело», «я — ум», «я — мысль».

«Факт состоит в том, что вы не знаете о своем истинном состоянии, полном блаженства, так как неведе­ние, словно покрывало, закрывает чистую Самость, кото­рая есть Блаженство. Практические усилия направляются только на удаление этой завесы неведения, являющейся просто ошибочным знанием. Ошибочное знание — это ложное отождествление Самости с телом, умом и т.д. Оно должно уйти, и тогда остается только Самость».

Нужно постоянно задавать себе один простой во­прос: «Кто я?». При появлении любой мысли, надо со­средоточиться на ней и спросить себя: «Чья это мысль?», «Для кого она?», и когда придет ответ: «Моя», «Для меня», опять спросить: «Кто этот я?». Все внима­ние должно быть обращено не на слова и не на мысли, но исключительно на источник, откуда они возникли.

При постоянной и целенаправленной практике этой медитации можно прийти к экстатическому состоянию осознания своей истинной сущности, истинного «Я».

«Самоисследование, конечно, не является пустой фор­мулой, оно серьезнее, чем повторение любой мантры. Если бы вопрос «Кто я?» был только вопрошанием в уме, он не имел бы большой ценности. Настоящая цель Самоисследования состоит в том, чтобы сфокусировать цельный ум на его Источнике. Следовательно, это не тот случай, когда одно «я» ищет другое «я».

Самоисследование менее всего является пустой фор­мулой, ибо оно включает интенсивную деятельность цель­ного ума по сохранению его устойчивого пребывания в чистом сознании Самости. Самоисследование — это единственное безошибочное средство, единственное пря­мое средство для осознания ничем не обусловленного абсолютного Бытия, которым вы в действительности яв­ляетесь».

Время занятия 6-120 мин.

 

Опубликовать в социальных сетях

Яндекс.Метрика