Уход за зубами
Все мы хотим, чтобы наши дети привыкли заботиться о своих зубах, и тем не менее, несмотря на все наши старания, мы нередко достигаем здесь лишь самых скромных результатов. Необходимы постоянные понукания, если не крики и угрозы, чтобы заставить детей чистить зубы.
Когда же речь заходит о других вопросах гигиены полости рта, таких, как ограничение сладкого или более или менее регулярные визиты к стоматологу, то найти общий язык с детьми оказывается еще труднее. Что же нужно делать?
Первое, что следует предпринять, — это взять себе в привычку служить личным примером нашим детям. Если мы сами ленимся чистить зубы, то никакие воспитательные усилия никого не убедят. Научить детей быть лучше нас — как нам хотелось бы — становится в таком случае весьма трудно. Но если у нас самих есть эта хорошая привычка, то надо непременно обратить на нее внимание детей.
Для этого достаточно обронить при случае такие фразы: «Сейчас приду, подожди, только дочищу зубы…» или: «Подожди, я хочу сначала почистить зубы. Надо использовать также все, что может послужить положительным примером. Как бы случайно стоит заметить иной раз, что у того или иного вашего знакомого очень красивые зубы. Это непременно произведет впечатление на ребенка и повысит роль зубов во внешнем облике человека.
Ну а если вы позволите вашему ребенку самому выбрать себе в магазине зубную щетку и пасту, то он просто не заметит давления с вашей стороны, будет вполне удовлетворен и уже немного иначе отнесется к самой процедуре ухода за зубами. В некоторых случаях стоило бы купить сразу несколько тюбиков пасты, чтобы ребенок сам выбрал тот, который ему больше всего нравится.
А если вы иногда попросите у него одолжить вам его пасту, потому что она, оказывается, самая лучшая, он будет гордиться своим выбором. После того как вы год или два используете его желание подражать и будете пробуждать интерес ко всему, что связано с зубами и уходом за ними, незаметно настанет время, когда забота о них войдет у ребенка в привычку.
Разговоры о будущей зубной боли — слишком слабый стимул для ребенка. По существу пустой звук, потому что он еще даже не представляет себе, что это такое. Награды и лишения тоже не могут укрепить эту привычку, а ваши настойчивые попытки стимулировать его интерес к зубной щетке и порошку приведут к неудаче. Иными словами, когда ребенку уже 4 года или 5 лет, лучшее объяснение, какое вы можете дать ему по поводу того, почему вы чистите зубы, — это просто сказать — потому что вы их чистите.
Это может показаться не совсем логичным, но в конечном итоге окажется весьма эффективным объяснением, так как относится к тому же кругу вещей, которые мы делаем каждый день только потому, что их необходимо делать, — ложимся спать, умываемся и многое другое, что входит в привычку и легко поддерживается.
Иногда некоторые особые обстоятельства создают свои трудности для закрепления привычки чистить зубы. Ребенок может, например, превратить проблему ухода за зубами в поле сражения с родителями, где он начнет всячески сопротивляться воле старших.
Порой это бывает связано с отнятием от груди или насильственным кормлением — у ребенка надолго может сохраниться отрицательная реакция на все, что связано со ртом. Однако такого рода проблемы возникают довольно редко. Стимулировать подражание, пробуждать интерес и, наконец, превратить уход за зубами в прочную привычку — основа любой гигиенической программы.
Зубной врач
Все мы заботимся о том, чтобы дети лечили зубы, когда возникает необходимость. Но добиться этого возможно только, если мы поможем им преодолеть страх перед дантистом. Разумеется, сделать это очень трудно, если мы сами будем так же по-детски бояться врача. И все же в такой ситуации следует вести себя по-взрослому: не обнаруживать свой страх и проявить участие к ребенку, понять его тревоги, а не сердиться на него, не нервничать, не выходить из себя.
Скрыть от ребенка наш собственный страх, конечно, совсем нетрудно. Прежде всего ни в коем случае не следует говорить ему или при нем, что посещение зубного врача — дело неприятное и мучительное. А если вы почему-либо отложили свой собственный визит к дантисту, никогда не говорите об этом с радостью и облегчением, словно об отсрочке наказания. И наконец, вернувшись от доктора, держитесь триумфатором и с гордостью покажите сыну поставленную пломбу или вырванный зуб.
Снять страх у ребенка несколько сложнее. Тут все зависит от ваших отношений с ним. Если они настолько хороши, что малыш всегда получает от вас поддержку и утешение, задача окажется нетрудной. И напротив, если ребенок, часто слыша угрозы, обижен на вас, проблема лечения зубов делается чрезвычайно сложной. Как правило, непослушное дитя и тут будет вести себя плохо. А ребенок, преодолевший с вашей помощью страх, отнесется к посещению зубного кабинета гораздо спокойнее.
И все же всегда надо быть готовым к отрицательной реакции. Мы не можем требовать от наших детей, чтобы они выражали свое неудовольствие без эксцессов. Вполне возможно, что ребенок заплачет или окажет бурное сопротивление, но, поскольку подобное поведение вполне естественно, не стоит тревожиться.
В таких случаях многие дантисты считают уместным сказать маленькому пациенту: «А громче ты не умеешь плакать? Я знаю ребят, которые плачут куда громче, чем ты!», давая тем самым понять, что есть дети, которые боятся еще больше, чем он. Иными словами, пусть лучше ребенок поплачет в кабинете врача, чем будет потом долго и мучительно ныть дома, питая ненависть ко всему свету.
Лишь только зубной врач начнет свою работу, лучше, как можно скорее оставить с ним малыша и удалиться. Многие дети хотят, чтобы мама была рядом, пока их лечат. Это допустимо, но лишь на какой-то момент. Мы можем не сомневаться, что у дантиста гораздо больше опыта и он найдет лучший выход из положения, нежели десять мам, вместе взятые. Более того, присутствие матери только осложняет дело. А покинув кабинет, вы тем самым проявите доверие и к ребенку, и к врачу. Лишь бы только вы были при этом вполне спокойны, а не в гневе и возбуждении.
Наконец, очень важно постепенно, исподволь снимать страх ребенка перед зубным врачом. Было бы очень хорошо первый визит к дантисту никак не связывать с зубами ребенка. Пусть малыш только сопровождает вас, посидит рядом и посмотрит. Зубной врач мог бы даже позволить ему потрогать свои инструменты и посидеть в интересном кресле, которое забавно поднимается и опускается. Доктор, умеющий обращаться с детьми, наверняка обладает и должным терпением, какое необходимо, чтобы поступить подобным образом.
Первое посещение зубного врача» когда дело коснется зубов ребенка, должно пройти, так сказать, безболезненно — лучше для первого раза ограничиться общим осмотром полости рта, рентгеновским снимком и, может быть, снятием камня или просто чисткой зубов. В любом случае доктор должен создать у него впечатление, будто малыш тоже принимает участие в лечении, — он может попросить его в чем-то помочь, доверить какие-то инструменты и тому подобное.
В заключение надо добавить, что неизбежна и такая ситуация, когда ребенку придется претерпеть боль, и он должен быть к этому подготовлен. Ни в коем случае не надо обманывать его на этот счет, напротив, непременно следует предупредить, что тот почувствует боль, но она быстро пройдет и, главное, у него не будет потом еще более сильной боли.
Вы можете также попытаться объяснить ему, что страх опаснее физической боли, потому что боль длится недолго, а страху нет конца. Однако, что бы вы ему ни говорили, делайте это без лишних слов. Чем дольше вы будете успокаивать и объяснять, тем больше он станет беспокоиться. Постарайтесь превратить лечение зубов в простую привычку.