Шизотипический диатез

Шизотипический диатез – это психоневрологический симптомокомплекс, отражающий специфическое измененное развитие психики у детей раннего возраста. Указывает на предрасположенность к шизофрении, РДА. Проявляется парциальной задержкой и акселерацией темпов, нарушением последовательности, плавности развития, диссинхронией, асинхронией, парадоксальностью и амбивалентностью функций. Диагностика включает осмотр невролога, ЭЭГ, консультацию психиатра, психологическое тестирование. Лечение основывается на психокоррекционных занятиях, позволяющих гармонизировать отстающие функции, синхронизировать процесс развития.

Общие сведения

Диатез – конституциональная предрасположенность организма к болезни как результат физиологических особенностей. Относится к пограничным состояниям, при воздействии неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов трансформируется в заболевание. Диагноз шизотипический диатез (ШД) ставят детям группы риска по развитию шизофрении, раннего детского аутизма, шизоидного расстройства личности.

Синонимичные названия – нейропсихическая дезинтеграция, нейроинтегративный дефект, феномен дефицита переработки информации и внимания. Распространенность данного симптомокомплекса среди детей от рождения до 3 лет составляет 1,2-1,6%. Шизофрения в дальнейшем определяется у 50%.

Причины

Предрасположенность ребенка к психическим заболеваниям возникает на базе наследственных, врожденных и/или приобретенных свойств, реализующих психотические реакции, неравномерность, дисгармоничность развития. Шизотипический диатез диагностируется в раннем возрасте, исследование этиологии ограничено биологическими факторами и первым социальным опытом ребенка. Причинами развития «предболезни» являются:

  • Наследственная предрасположенность. Дизонтогенез является результатом неспецифических изменений генов. Дети, имеющие родителей или других близких родственников с психическими заболеваниями, относятся к группе повышенного риска.
  • Пренатальные, ранние неблагоприятные влияния. ШД может сформироваться как последствие поражения ЦНС (изменение реакции нейронов, нарушение связей мозговых структур). Среди непосредственных причин – инфекции, интоксикации, гипоксия, травмы.
  • Особенности воспитания. Особенности эмоциональных реакций, поведения, мышления матерей, больных шизофренией, передаются детям. С рождения младенцы наблюдают и неосознанно перенимают отдельные симптомы, искажающие развитие.

Патогенез

Шизотипический диатез является формой психического дизонтогенеза, основанного на отклонении темпа и искажении созревания функций головного мозга. Дисгармоничность процесса чаще проявляется изменением правильной последовательности этапов развития, реже – акселерацией и задержкой. Во всех случаях возникает диссоциация психических функций. Наблюдаются три феномена: переслаивание – одновременное существование разных по степени развитости функций и систем; парадоксальность – эмоциональная сверхчувствительность сочетается со сниженной восприимчивостью к внешним раздражителям; амбивалентность – двойственность, разнонаправленность психических проявлений.

В психике ребенка сохраняются способы функционирования, свойственные более раннему этапу развития, оживают архаичные функции. В результате «информационной перегрузки» нарушаются связи между новыми и старыми звеньями психики, искажается информация сенсорных каналов. Происходит диссоциация высших форм поведения, обусловленных функционированием коры, и адаптивных реакций подкоркового происхождения.

Классификация

В медицинской практике данная классификация используется с целью составления прогноза, подбора лечебных и коррекционных мероприятий. Разделение основано на степени выраженности клинической картины, косвенно отражает характер течения, возрастной «пик», вероятность редукции нарушений, перехода в шизофрению, ранний детский аутизм, шизоидное расстройство личности. Существует три варианта шизотипического диатеза:

  • Отдельные стигмы дизонтогенеза. Признаки нарушенного развития слабовыраженные, проявляются в младенчестве (с 1 месяца). Прогностически наиболее благоприятная форма, возможна полная компенсация отклонений.
  • Выраженный ШД. Дизонтогенетические симптомы сочетаются с легкими психопатологическими (пограничного уровня). Наблюдаются до двухлетнего возраста. Вероятность выздоровления и развития болезни примерно одинакова.
  • ШД с форпост-симптомами. Определяются выраженные признаки дисгармоничного развития и первичные проявления, характерные для эндогенных психозов. Симптомокомплекс диагностируется с 2 лет, субпсихотические состояния обнаруживаются с дошкольного, младшего школьного возраста.

Симптомы

Психические отклонения выявляются с перового месяца жизни. У младенцев симптомы определяются в структуре условно-безусловных реакций, системе взаимодействия мать-дитя, пищевых ритуалах, психовегетативных функциях. Дети беспокойно спят, после пробуждения плачут, кричат. Биологические ритмы дня и ночи долго не устанавливаются.

Аппетит часто сниженный, но может наблюдаться обжорство с последующими обильными срыгиваниями, рвотой. Инстинкт самосохранения снижен или извращен, при появлении новых игрушек, людей, ситуаций легко возникает паника. Комплекс оживления неадекватен, реакции слабые либо чрезмерные, радость быстро сменяется криком. Эмоциональные ответы не соответствуют ситуации, например, ребенок плачет при приближении матери, радуется на руках у незнакомого человека.

В период раннего детства симптомы становятся более яркими. Нарушения аппетита проявляются анорексией, патологической избирательностью пищи. Аффективные расстройства приобретают большую дифференцированность, преобладают депрессивные состояния с дисфорией – ребенок подавлен, апатичен, часто озлоблен, угрюм. Легко формируются страхи, фобии, панические атаки, ночные кошмары.

Как защита возникают ритуальные действия, своеобразно, причудливо связанные с пугающей ситуацией. Игра отличается стереотипностью, эмоциональной одержимостью, необычными перевоплощениями ребенка, активным использованием предметов неигрового назначения. Малыш может находиться в образе длительное время, «отключаясь» от реальности, не реагируя на обращения взрослых. После 2-2,5 лет возникает нарушение самоидентификации – ребенок не определяет свой пол, возраст, не может рассказать о себе.

В когнитивной сфере на первый план выходят нарушения целенаправленности внимания и селективности восприятия. Ребенок замечает второстепенные признаки окружающих предметов, элементы происходящих событий. Мышление становится «оригинальным», «нестандартным», возникают трудности различения одушевленного и неодушевленного (феномен протодиакризиса). Данные особенности отражаются на поведении: малыш отказывается обувать ботинок – «ему больно», не ест продукты красного цвета – «они горячие».

Поступки отличаются парадоксальностью, избирательностью, амбитендентностью. Например, пассивность и апатичность сменяются неутомимостью и упорством. Часто наблюдаются нарушения речи – истинные и ложные задержки, элективный мутизм, эхолалии, речевые стереотипии, неологизмы, заикание. В дошкольном возрасте отмечаются нарушения социального поведения. Ребенок демонстрирует ненависть к матери, сменяющуюся патологической привязанностью, в общении со сверстниками агрессивен, скрытен, равнодушен, боязлив. Крайняя форма безразличия к окружающим проявляется псевдослепотой и псевдоглухотой.

Осложнения

Выраженность ШД меняется в течение первых трех лет жизни ребенка. Если симптомы сохраняются дольше этого периода, происходит их трансформация в шизоидные черты характера. У школьников диагностируются акцентуации, психопатии (шизоидии), в тяжелых случаях сочетающиеся с первичными психотическими симптомами. У дошкольников с психическим диатезом может быть выявлен РДА. Дети всех возрастов имеют повышенный риск шизофрении. Расстройства данного спектра характеризуются нарушениями социальной адаптации. РДА, тяжелые формы психопатии, шизофрения приводят к формированию когнитивного дефицита.

Диагностика

Шизотипический диатез проявляется единством неврологических и психических нарушений. Его раннее выявление позволяет своевременно начать лечение и снизить вероятность развития психических заболеваний. Диагностикой занимается группа специалистов – невролог, психиатр, психолог. Комплексный подход к обследованию включает применение клинических, физикальных и инструментальных методов. Проводятся следующие процедуры:

  • Неврологический осмотр. На первом году жизни определяется сенсорная гиперестезия, диффузная гипотония мышц, сниженная двигательная активность, нарушение ориентировочного рефлекса. У малышей постарше отмечается неустойчивость фиксации взора, недостаточность содружественных движений глазных яблок, нарушения жевания, глотания, мимики, моторная дискоординация, атаксия.
  • Клиническая беседа, наблюдение. Врач-психиатр собирает анамнез, уточняет симптомы (продолжительность, частоту). Беседуя с ребенком, оценивает особенности психического развития – дисгармоничность, парциальную задержку или акселерацию. В ходе наблюдения определяется амбивалентность эмоций, амбитендентность поведения.
  • Психодиагностика. Применение тестов возможно с 3-4 лет. Для исследования эмоциональной сферы используются рисуночные тесты. Отмечается вычурность, неустойчивость, двойственность аффекта, необычность ассоциаций и образов. С 6-7 лет проводится исследование познавательных функций. Выявляется их парциальность, своеобразие мышления.
  • ЭЭГ. При выраженном аутистическом компоненте электроэнцефалограмма подтверждает гиперсинхронность физиологических волн, аномальную биоэлектрическую «пачечную» бета-активность, характерную для дисфункции лимбико-ретикулярного комплекса. При психопатических изменениях определяются сонные веретена преимущественно в лобных областях.

Лечение

Важной задачей терапии является восстановление равномерности онтогенетического развития. Усилия специалистов направлены на коррекцию дисгармоничности психических процессов, формирование социальных навыков. Комплекс лечебных мероприятий подбирается индивидуально с учетом возраста ребенка, выраженности симптомов. В общую программу терапии включаются:

  • Психокоррекционные занятия. Часто при шизотипическом диатезе хорошо развито логическое мышление, быстро формируются математические навыки, но задерживается мелкая моторика, речевые функции, затруднено смысловое запоминание. Занятия направлены на развитие отстающих функций, проводятся психологом, дефектологом, логопедом.
  • Коммуникативные тренинги. Дети отличаются инфантильностью, повышенной чувствительностью к критике, поэтому на тренингах создается атмосфера доброжелательности, взаимопомощи. Игры, упражнения нацелены на развитие навыков общения, сотрудничества, формирование самооценки, образа «Я». Работа в группах помогает лучше адаптироваться в детском саду, школе.
  • Медикаментозная терапия. Применение лекарств показано при умеренных и выраженных симптомах психического диатеза. Психиатр, ориентируясь на особенности клинических проявлений, назначает антипсихотические препараты, антидепрессанты, ноотропы.
  • Физиотерапия, ЛФК. Детям необходимо развить координацию движений, моторику, скорректировать сниженный мышечный тонус, недостаточную подвижность суставов. Показаны занятия лечебной физической культурой, массаж, водные процедуры.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от выраженности симптоматики, продолжительности течения, своевременности и адекватности лечения. Благоприятный исход наиболее вероятен при проявлении отдельных признаков дизонтогенеза до трехлетнего возраста. Профилактические меры разработаны слабо, так как зачастую причиной является наследственный фактор. Снизить риск можно с помощью традиционных способов воспитания, включающих соблюдение режима дня, постепенное обучение бытовым навыкам, гигиеническим процедурам, одобрение и поддержку родителей. От экспериментальных методов раннего развития (иностранные языки, шахматы, чтение) стоит отказаться.