Голосовой аппарат

Голосовой аппаратСтроение и функции гортани

Голосовой аппарат гортани — производит звуки. Он включает две пары связок, одна из которых участвует в голосообразовании.

Гортань состоит из нескольких хрящей. В её основании находится перстневидный хрящ. Дугообразно спереди и с боков над ним возвышается щитовидный хрящ, а сзади находятся 2 черпаловидных хряща. Концы голосовых связок прикрепляются к щитовидному и черпаловидным хрящам.

К внутренней поверхности щитовидного хряща прикреплён надгортанник. Во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод.

При разговоре или пении голосовые связки смыкаются благодаря поворотам черпаловидных хрящей, высота тона зависит от щитовидного хряща, который может перемещаться вперёд и назад. Сами голосовые связки — очень тонкие мышечные образования.

При покое голосовые связки разведены, между ними образуется треугольный просвет, через который и проходит воздух. При глубоком дыхании связки максимально раздвинуты, при спокойном дыхании они занимают среднее положение.

Обычно у детей щитовидный хрящ закручен назад и не выступает вперёд. В период полового созревания анатомия его меняется, он распрямляется и у мужчин становится хорошо заметным.

Развитие гортани

Строение гортани у мальчиков и девочек ясельного возраста примерно одинаково, и их голоса в это время трудно различать. Вследствие небольшой подвижности щитовидного хряща голос детей не может изменяться в большом диапазоне. Поэтому их попытки, подражая взрослым, брать высокие и низкие ноты могут привести к срыву голоса.

У людей при пении и разговоре большую роль играют ротовая, носовая, а также фронтальные и гайморовые полости. Они выполняют функции резонаторов. Опытный певец добивается громкого звучания не путём усиленного выдоха, а умелым использованием этих резонаторов.

Голосовой аппарат у подростков очень раним в период полового созревания, когда осуществляется мутация голоса. У мальчиков она происходит более болезненно, чем у девочек. Заниматься пением, да и вообще напрягать голосовые связки во время мутации голоса нельзя, так как это может вызвать повреждения голосового аппарата, которые могут остаться на всю жизнь. После мутации голос приобретает специфический тембр, который остаётся у человека практически до конца жизни.

Воспроизведение звуков в гортани называют фонацией. Однако этого недостаточно для членораздельной речи. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, зубов, челюстей. В том, что это так, легко убедиться, если произносить какой-либо гласный звук, а затем изменить положение губ, скажем, свернуть их в трубочку, — звук сразу станет другим.

Работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука, называется артикуляцией (от лат. articulo — расчленение). Она появляется не сразу. У детей младшего возраста артикуляция часто бывает несовершенной, чтобы её выправить, ребёнок прежде всего должен слышать правильную речь.

Ведь процесс слушания не пассивен. Он имеет рефлекторную природу, которая заключается в том, что мы мысленно проговариваем то, что слышим, и наше понимание фраз во многом определяется тем, насколько точно мы способны воспроизвести услышанное.

Поэтому если при разговоре с ребёнком пытаться шепелявить, подстраиваться под его неверное произнесение звуков, то развитие нормальной речи у него будет задерживаться. Более того, неправильные звуки будут закрепляться, и выправить потом недостатки произношения малыша будет чрезвычайно трудно.



Comments are closed.